Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дэвис майлз

Энциклопедический словарь

ДЭВИС Майлз - ДЭ́ВИС (Davis) Майлз (25 мая 1926, Элтон, шт. Иллинойс - 28 сентября 1991, Нью-Йорк), американский джазовый трубач, композитор, руководитель ансамблей, выдающийся новатор. Начав карьеру джазового музыканта в квинтете Чарли Паркера (см. ПАРКЕР Чарли Берд), он через несколько лет стал родоначальником нового направления кул-джаз (см. КУЛ-ДЖАЗ), затем представлял модальный джаз и первым создал джаз-рок (см. ДЖАЗ-РОК)-группу.

Начал играть на трубе в 13 лет. Намеревался стать академическим исполнителем, однако довольно быстро добился признания как джазмен, выступая с ансамблями Сонни Стита и Кларка Терри. В ноябре 1945, учась в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке, вошел в квинтет Чарли Паркера. Не обладая виртуозной техникой Диззи Гиллеспи (см. ГИЛЛЕСПИ Диззи), постепенно вырабатывал собственное звучание - длинные ноты без вибрато, частое использование сурдины, короткие фразы и многозначительные паузы.

В конце 1945 года уехал в Сент-Луис, чтобы присоединиться к оркестру Бенни Картера (см. КАРТЕР Бенни), но работа в биг-бэнде (см. БИГ-БЭНД) ему не понравилась, и поэтому он через несколько месяцев вернулся в Нью-Йорк и вновь играл с Паркером. В 1946 заменил Диззи Гиллеспи в оркестре Билли Экстайна, в то же время выступал с Сонни Ститом и Джином Аммонсом. В 1948 судьба опять свела его с Паркером, кроме того его партнерами стали Сонни Роллинз (см. РОЛЛИНС Сонни), Джон Льюис и Макс Роуч. В 1948 собрал нонет, который вошел в историю джаза как CAPITOL BAND - первый ансамбль так называемого «прохладного джаза». Термин «кул» впервые появился на пластинке Дэвиса The Birth Of The Cool (1949), на которой были записаны композиции и аранжировки Джерри Маллигана, Джона Льюиса, Гила Эванса и Джона Каризи.

К сожалению, карьера Дэвиса была неровной, в 1950-е гг. он увлекся наркотиками и после записей 1950-51 гг. с составом METRONOME ALL STARS не появлялся на сцене 4 года. Только в 1955 он собрал ансамбль, в который вошли Джон Колтрейн (см. КОЛТРЕЙН Джон), Рэд Гарленд, Пол Чемберс, Фили Джо Джонс (иногда присоединялся Кэннонбол Эддерли). Во второй половине 1950-х гг. Дэвис становится признанным лидером современного джаза и начинает экспериментировать в области формы и гармонии, заменяя традиционные аккордовые последовательности остинатными басовыми формулами (альбомы Milestones, 1958, Kind Of Blue,1959). В то же время он записывает (на трубе и флюгельгорне) с оркестром Гила Эванса сюиты, которые можно отнести к «третьему течению» - Miles Ahead (1957), Porgy And Bess (1958), Sketches Of Spain (1959). В 1960-е гг. Дэвис собрал новый квинтет, в который пригласил молодых виртуозов - Уэйна Шортера, Херби Хэнкока (см. ХЭНКОК Херби), Рона Картера (см. КАРТЕР Рон), Тони Уильямса, триумфально гастролировал в Европе и выпустил альбомы, которые считаются вершиной развития акустического джаза - Davis In Europe (1963), Seven Steps To Heaven (1963), My Funny Valentine (1965), E.S.P.(1965), Miles Smiles (1967) и другие.

Новый виток популярности возник в конце 1960-х гг., когда Дэвис обратил внимание на электроинструменты, на энергетику рок-музыки, отказался от использования тем, напоминающих джазовые стандарты, разработал новый тип аранжировки (продолжительные композиции цементировались короткими риффами) и пригласил в свою группу молодых исполнителей - Джо Завинула (см. УЭЗЕР РИПОРТ), Джона Маклофлина (см. МАКЛОФЛИН Джон), Чика Кориа (см. КОРИА Чик), Дэйва Холленда, Ленни Уайта, Билли Кобхама, Стива Гроссмана, Аирто Морейру. С ними он записал ряд джаз-роковых альбомов - Filles De Kilimanjaro (1968), In A Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970). В 1970-е гг. Дэвис утвердил на сцене новый тип джазового шоу, после чего стал частым гостем американских и европейских джаз- и рок-фестивалей. Однако здоровье Дэвиса ухудшалось. Смерть близких ему музыкантов, воспаление легких, автокатастрофа и повреждение коленного сустава, наркотики и неприятности с полицией - все это привело к сильной депрессии, и после 1975 он не появлялся на сцене 6 лет. О выздоровлении и возвращении возвестил альбом The Man With A Horn (1981). В оркестре вновь появились новые имена (он всегда умел открывать таланты) - Джон Скофилд, Кенни Гаррет, Майк Стерн, Эл Фостер, Маркус Миллер, Боб Берг и другие. Новый стиль, который можно охарактеризовать как фанк (см. ФАНК)-рок-джаз, был представлен альбомом Tutu (1986). Дэвис продолжал гастролировать вплоть до своей кончины в 1991. Самые популярные темы Дэвиса - Four, All Blues, Tune Up, Blues By Five, Seven Steps To Heaven, Solar, Milestones, So What.

Владимир Фейертаг

Полезные сервисы